Источник www.cattur.ru
Первый, и пока единственный европейский подводный музей (или музей подводных фигур) под названием Атлантик (в оригинале Museo Atlantico) представляет собой удивительное зрелище. Экспозиция, выставленная на дне океана, с одной стороны может напугать, с другой восхитить, с третьей поразить. Но точно никого не оставит равнодушным. Сотни бетонных человеческих фигур покоятся в водах Атлантического океана, привлекая туристов и морских обитателей.
Музей Атлантик расположен у южных берегов острова Лансароте на Канарском архипелаге (принадлежит Испании). Географические координаты 28.856277, -13.812821 Скульптуры находятся на дне океана на глубине от 12 до 15 метров в районе курорта Плайя-Бланка (Playa Blanca). Общая площадь территории, на которой находятся статуи, около 2500 квадратных метров.
Немного об авторе и зачем он это сделал
Идейный вдохновитель и создатель подводного музея Атлантик британский художник Джейсон де Кайрес Тейлор (1974 года рождения). Это довольно интересный человек с большим кругозором и безграничной любовью к морю. Джейсон не только скульптор, но и дайвер.
Он хорошо понимает, что человек, как правило, наносит непоправимый вред окружающей среде, и со своей стороны старается приносить пользу и туристам, и природе. Для своих статуй Тейлор использует специальный тип инертного морского цемента, рассчитанного на сотни лет. Он избегает использования металлов, потому что они подвержены коррозии и загрязняют окружающую среду.
Устанавливая скульптуры под водой, Джейсон преследует несколько целей.
Во-первых: статуи под водой привлекают внимание туристов
Во-вторых: подводные скульптуры привлекают морских обитателей и способствуют росту животной и растительной жизни, символизируя симбиоз человека с природой. Многие представители морской флоры и фауны проявляют интерес к таким подводным объектам. Как дайвер, Тейлор знает, что если поместить какой-либо объект под водой, то его очень быстро захватят кораллы и мелкие рыбы. Команда Тейлора выбирает максимально бесплодные и пустынные места для установки скульптур.
В-третьих: Джейсон старается отвлечь туристов своими инсталляциями от хрупкой экосистемы близлежащих коралловых рифов.
Вы наверняка знаете Джейсона де Кайреса Тейлора как автора знаменитого подводного музея MUSA в Канкуне у побережья Мексики.
На острове Лансароте он применял ту же технологию, что и в Канкуне. Цель этих амбициозных проектов — добиться положительного взаимодействия между людьми и подводным миром. По данным команды Джейсона, скульптуры, погруженные в воду, увеличивают более чем на 200% количество морских обитателей в этом месте.
Чтобы увидеть потрясающий подводный мир в естественной среде, отправляйтесь на удивительный архипелаг Палау.
Основные инсталляции подводного музея
Всего в музее представлено 300 скульптур, выполненных в натуральную величину. Они объединены в художественные экспозиции, иллюстрирующие множество вопросов человечества.
Лодочники (Los Jolateros)
Композиция изображает группу детей на латунных лодках, называемых «jolateros». Это своеобразная метафора о возможном будущем наших детей и о том, как трудно плыть по жизни на хрупкой и неустойчивой лодке.
Бессмертный (Inmortal)
Скульптура состоит из бетонных палок и представляет собой традиционный погребальный костер. Прототипом стал местный рыбак с острова Ла-Грасиоса, на северном побережье Лансароте.
Плот Лампедузы (The Raft of Lampedusa)
Эта инсталляция стремится показать трагедию и надежду беженцев из Африки, которые стали массово прибывать в Европу на старых ненадежных лодках.
Отключенные (Disconnected)
Пара, которая делает селфи, заставляет нас думать об использовании новых технологий и побуждает нас заглядывать внутрь себя. Скульптура символизирует современную зависимость от социальных сетей и погоню за лайками.
Пересечение Рубикона (Crossing The Rubicon)
Масштабная композиция состоит из 35 человеческих фигур, идущих к входу в подводной стене. Это своеобразная граница между реальностями и точка невозврата. Возможно это символичный вход в Атлантический океан. Стена простирается на 30 метров в длину и 4 метра в высоту.
В ней только один прямоугольный дверной проем. Стена представляет собой памятник абсурда, ненужный барьер, который можно обойти с любой стороны. Эта скульптурная композиция говорит нам, что на самом деле в мире нет границ, все границы — просто условность. Человечество не имеет право разделять океаны, атмосферу и дикую природу. Мы часто забываем, что все мы являемся неотъемлемой частью живой системы планеты, и в ответе за окружающую среду.
Гибридный сад (Hybrid Garden)
Эти скульптуры представляют собой слияние природы и человека. Присмотритесь, статуи наполовину человеческие, наполовину кактусы.
Портал (The Portal)
Здесь вы увидите гибридную животно-человеческую скульптуру, которая смотрит в большое квадратное зеркало, символизирующее движущуюся поверхность океана. Композиции изображает воду в воде. Это как бы портал в другой мир.
Качели (Deregulated)
На самом деле, deregulated означает разрегулированные, но, на наш субъективный взгляд, логичнее было назвать эту инсталляцию «Качели».
Выглядит это обычными детскими качелями, на которых восседают солидные дядьки. Композиция демонстрирует безумство и высокомерие денежного мира в отношении природы.
Фотографы (Photographers)
Тут все прозаичнее, это обычные фотографы, которые являются символами современного мира новых технологий.
Человеческий круговорот (The Human Gyre)
Пожалуй, самым впечатляющим и неоднозначным экспонатом в музее Атлантик является «человеческий круговорот». Здесь больше 200 человеческих фигур свалены в круг, создавая сюрреалистичный круговорот из человеческих тел.
Здесь мы видим людей разных возрастов и из всех слоев общества. Кроме того, что это сложное образование создает среду обитания для морских жителей, эта художественная инсталляция напоминает о том, что все мы эволюционировали из морского мира, и соответственно подвержены движениям и воле океана.
А вот схема расположения скульптур подводного музея Атлантик