Делос, был, согласно мифологии, родиной Аполлона. И, действительно, разве мог бог солнца найти еще какой-то остров, где было бы столько света, как на Делосе? Здесь нет ни высоких гор, ни деревьев, и поэтому тень найти очень трудно. А в те времена, согласно преданиям, здесь вообще не было ничего, кроме одной пальмы. За эту пальму и держалась Лето, когда рожала Аполлона и Артемиду.
Когда вытесненные из материковой Греции ионийцы прибыли на Киклады, они сделали этот остров своим религиозным центром. Таким образом маленький островок стали постепенно заполнять храмы, роскошные здания, рыночные площади, стадионы, торговые помещения. Здесь возник крупный город, ставший религиозным, культурным и торговым центром.
Шли века. За расцветом пришел упадок. Война, разруха, катастрофа. Сегодня этот маленький островок - заполненный развалинами клочок земли. Мраморные колонны и фрагменты знаменитых мозаик, украшавших богатые дома знати, стадион, театральные трибуны, палестры. И среди этого множества развалин стоят в ряд пять мраморных львов. Некогда эти львы охраняли священное озеро. Они все так же смотрят на восток на Миконос.
Слово «Делос» значит «ясный». Согласно мифологии, остров поднялся из морских вод, чтобы предоставить Лето место для рождения Аполлона Аполлона и Артемиды, когда та спасалась от преследований Геры. В древности остров имел и другое название - Ортигия.
По-видимому, Делос был обитаем с III тыс. до н.э. Ионийцы прибыли на остров в начале X века до н.э., а позднее - около VII века до н.э. сделали его своим религиозным центром, а также центром крупной амфиктиктионии, объединявшей многие острова Эгейского моря. Будучи также ионийцами, афиняне воспользовались этим обстоятельством: они стали выступать в качестве покровителей, совершили очищение священного острова, а в 478 году создали Делосский (Первый Афинский) морской союз, сумев таким образом подчинить власти Афин большинство островов и добиться господства на море.
В числе прочих мероприятий афинских «покровителей» было также решение о переносе останков всех покойников с Делоса на соседний остров Рению. На священном острове было запрещено и рождаться и умирать. Готовящихся к родам женщин перевозили рожать на соседнюю Рению. На Рении погребали и мертвых. Поэтому на островке Мегалос-Ревма- тарис, который находится между Делосом и Ренией, почитали богиню потустороннего мира Гекату.
Другим поступком афинян, вызвавшим неудовольство союзников, был перенос общесоюзной казны с Делоса в Афины в 454 году до н.э. Издавна, и в особенности со времен афинского господства значительной славой пользовались знаменитые Делии - праздник, справлявшийся раз в пять лет в честь Аполлона, Артемиды и Лето. Афиняне посылали на Делии корабль Тесея, который они чинили и содержали в исправности в течение многих лет. Корабль этот украшали, грузили на него жертвенных животных и посвятительные дары, а когда корабль прибывал на Делос, делосские девушки встречали его, исполняя гимны и пляску в честь трех божеств.
Конец афинскому господству положили в 315 году до н.э. македоняне. С тех пор остров пользовался относительной независимостью, что позволило развивать торговлю и достичь процветания. С приходом на остров римлян расцвет его торговли и культуры не только не прекратился, но и усилился еще более. Город Делос стал крупным торговым центром, жители которого занимались торговлей, будучи выходцами из разных частей древнего мира. Большинство их составляли египтяне, сирийцы и италийцы, которые не замедлили построить на острове свои храмы.
Упадок Делоса произошел внезапно в 88 году до н.э. в связи с Митридатовой войной. Город был сожжен, храмы и дома разрушены, а 20.000 жителей перебиты или проданы в рабство. Последний удар нанесли несколько лет спустя пираты. С тех пор остров оставался почти необитаемым, привлекая к себе только корсаров да любителей древностей, которые прибывали сюда время от времени за добычей.
И только в конце X I X века французские археологи начали проводить здесь раскопки, чтобы снова вернуть на свет и сохранить то, что еще осталось от былого великолепия.