ЗАМОК СВ. ПЕТРА (BODRUM HALESI)
Открыто ежедневно с 8.30 до 12.00 и с 13.00 до 17.00. В зимнее время закрыто по понедельникам. Это главная достопримечательность и символ города. Замок начали строить в 1402 г. рыцари Родоса на месте древнего акрополя и строили более 100 лет. Спустя 10 лет после его постройки Сулейман Великолепный изгнал рыцарей из города, а эта огромная крепость была превращена в темницу.
Сейчас в замке Св. Петра находится Институт морской археологии, основанный в 1973 г., и театр под открытым небом. Там собраны археологические находки мыса Гелидонья, развалин Шейтан-Дереси в бухте Гекова, некрополя в Мусгеби, где была найдена богатейшая коллекция микенского искусства. Особый интерес представляет зал карийской принцессы Ады. Ее гробница была обнаружена несколько лет назад английскими археологами. Говорят, что перед изяществом изделий из золота и драгоценностей, найденных там, меркнут даже сокровища Тутанхамона. Кстати, фигура ее и весь облик реконструированы по скелету английскими судебными медиками. Для того чтобы попасть в крепость, нужно пройти 7 крепостных ворот. Башни замка превращены в музей. В каждой башне находится коллекция предметов определенного периода. Справа от входа расположена готическая часовня, где хранится фрагмент фриза знаменитого Мавзолея. Остальные находки были вывезены англичанами в XIX в. и сейчас хранятся в Британском музее.
МАВЗОЛЕЙ
Проезд по Turgut Reis Caddesi. Открыто ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 17.00. Мало что осталось от этого чуда Древнего мира после того, как он был разрушен землетрясением.
Надо обладать живым воображением, чтобы по фундаменту и макетам, выставленным в музее, представить это сооружение.
Как напоминание потомкам о своем величии и славе это монументальное надгробие начал строить для себя карийский царь Мавсол. Для создания проекта был организован специальный конкурс. Победителями конкурса оказались Сатир и Пифей. Их проект выглядел следующим образам. На пятиярусном основании высился огромный куб длиной 27 ми шириной 33м. Общая высота основания и куба составляла 22 м. Над ними располагалась собственно усыпальница, которую окружали 39 одиннадцатиметровых колонн. В виде крыши над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида, увенчанная мраморной квадригой — колесницей с четверкой запряженных в ряд коней. Общая высота мавзолея была 49 м (с 16-этажный дом).
Гробница была очень необычна для того времени — можно сказать, что она коренным образом ломала сложившуюся в Греции традицию. До этого в греческой архитектуре господствовали горизонтальные линии, т.е. строения были вытянуты в ширину, а мавзолей весь был устремлен вверх. К тому же у греков было принято предавать земле своих умерших, даже самых знатных и почитаемых граждан. Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам, что, впрочем, за тысячу лет до этого уже делали египтяне и персы, возводившие свои пирамиды и величественные гробницы. Таким образом, архитектура галикарнасского мавзолея соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей и послужила образцом для аналогичных надгробных сооружений в будущем.
Первый в мире мавзолей, ставший "пятым чудом света", поражал не только своей необычной конструкцией. Его фризы и барельефы, созданные выдающимися скульпторами, представляли собой настоящие шедевры и изумляли своей красотой весь мир. На них были изображены состязания на колесницах, битва амазонок, боги и другие мифологические персонажи, причем мраморные фигуры были выполнены в лучших античных традициях. Гробница получилась столь величественной, что позднее все подобные сооружения стали называть мавзолеями. Однако этим шедевром сам Мавсол уже не смог полюбоваться. Он умер в 353 г. до н.э., когда гробница еще не была закончена.
Строительство гробницы завершилось уже после смерти правителя Галикарнаса и его жены-сестры.
Величественный надгробный памятник, которым Мавсол надеялся увековечить себя, просуществовал около 1500 лет. Он пережил нашествие войск Александра Македонского, когда все вокруг было полностью разрушено, но не выдержал землетрясения, произошедшего в XII в. н.э.
ТЕАТР
На холме в северной части Бодрума находится хорошо сохранившийся в своей первозданной красоте античный театр, вмещавший 13 тыс. зрителей. Он был построен во время Мавсола в 377-353 гг. до н.э.