Источник: www.frenchtrip.ru
Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) — небольшой средиземноморский курорт на юге Франции, в Провансе, недалеко от Арля. Сент-Мари-де-ла-Мер расположена в устье реки Рона и является воротами в национальный парк Камарг. Сент-Мари-де-ла-Мер пользуется большой популярностью как среди ценителей природы (здесь можно полюбоваться белоснежными камаргскими лошадями, розовыми фламинго и другими животными Камарга), так и среди любителей пляжного отдыха: белоснежные песчаные пляжи Сент-Мари считаются одними из лучших во Франции.
Этот курорт вдохновлял многих творческих людей, в числе которых — Пикассо, Хемингуэй, Ван Гог и Боб Дилан. В доме маркиза Барончелли можно познакомиться с местными традициями и увидеть арены, на которых регулярно организуют корриды. Недалеко от Сент-Мари-де-ла-Мер есть поселок Ле-Лон, где можно посмотреть на необычные хижины, построенные в 1950-х годах.
Сент-Мари-де-ла-Мер больше всего знаменит ежегодным фестивалем, который проводится 24 и 25 мая. В эти дни город наводняют толпы цыган, выпрашивающих помощи у своей небесной покровительницы Святой Сары.
История Сент-Мари-де-ла-Мер
Первое упоминание о Сент-Мари-де-ла-Мер относится к 4 веку, тогда город назывался Ra (от латинского «ratis» — лодка). В 6 веке здесь развил бурную деятельность архиепископ Арля, построив монастырь, посвященный св. Марии, которой преклонялись моряки. Тогда городок стал называться Notre-Dame-de-Ratis в честь трех Марий, приехавших на лодке. Позже название сменилось на Notre-Dame-de-la-Mer (богоматерь морская, синоним Девы Марии).
Согласно легенде, в 40 году несколько человек в ходе гонений на христианство посадили в лодку и отправили ее в море, на верную гибель, без весел и еды. Среди них оказалось три Марии: сестра девы Марии, масть апостолов Иакова Старшего и Иоанна Богослова, и Мария Магдалина вместе со служанкой Сарой. Чудесным образом лодку прибило к берегу возле маленькой деревеньки.
В благодарность за спасение они построили часовенку в честь Девы Марии, а сами разошлись проповедовать. У часовни остались две Марии и их служанка, продолжая обращать в веру и занимаясь врачеванием до самой смерти. После их смерти местные жители стали поклоняться их мощам. В 11 веке останки святых были захоронены во вновь построенной церкви. Мощи Сары, которую считают покровительницей цыган, хранятся в крипте, а мощи Марий положили в специально построенную нишу. У скульптуры двух Марий в голубой лодке вместе с темнокожей Сарой лежат цветы.
Но с 860 по 900 годы Сент-Мари-де-ла-Мер и местность вокруг была опустошена дважды. Сначала город подвергся набегу норманнов, а после пришли арабские завоеватели.
В 1720 году Сент-Мари-де-ла-Мер пострадал от эпидемии бубонной чумы, завезенной в порт Марселя и существенно выкосившей население Прованса.
В период антиклерикальных настроений в эпоху Французской Революции, главный храм города был частично разрушен, а камни из его стен пошли на строительство новых домов.
Свое нынешнее название — Saintes-Maries-de-la-Mer – городок получил в 1838 году в честь трех Марий. Вскоре после этого Сент-Мари стал местом паломничества.
В 1892 году была построена узкоколейная железная дорога, соединившая городок с Арлем. Правда, ее закрыли в 1953 году.
В начале 20 века Сент-Мари стал литературным и художественным центром, его посещали такие видные деятели искусства, как Эрнест Хемингуэй и Пабло Пикассо. Ван Гог запечатлел виды Сент-Мари на своих полотнах в июне 1888 года.
Сейчас в городе проживает около 2 800 жителей.
Достопримечательности Сент-Мари-де-ла-Мер:
Церковь – крепость Сент-Мари
Église fortifiée Saintes-Maries-de-la-Mer
В Соборе Нотр-Дам-де-ла-Мер, построенном в 11 веке хранятся мощи Святой Марии, сестры Богородицы, матери апостола Иакова и Иоанна Златоуста, а также Марии Магдолины, а в подземной крипте собора находятся мощи Sent Sara, Святой Сары, покровительницы цыган, чей праздник приходится на 25 мая. В этот день в Сент-Мари-де-ла-Мер на Юге Франции стекаются множество цыганских таборов чтобы поклонится своей святыне.
В 1798 году после Революции Собор Нотр-Дам-де-ла-Мер был разрушен и восстановлен лишь в 1873 году. С тех пор в город Сент-Мари-де-ла-Мер приходят множество паломников поклонится священным христианским реликвиям.
Легенда о Святой Саре
Сара была служанкой Марии Клеоповой, тётки Христа, и Марии Саломеи, матери двух апостолов, которых вместе с Марией Магдалиной и другими персонажами Нового Завета, по легенде, евреи изгнали из Палестины и посадили на корабль без парусов и вёсел.
Ветры и течения пригнали этот корабль к острову в устье Роны, где поклонялись египетскому богу Ра. Мария Клеопова, Мария Саломея и Сара, которая была египтянкой, остались здесь, чтобы проповедовать, а остальные прибывшие отправились в разные части Прованса. Их мощи были «обретены» в крепостной церкви Сент-Мари-де-ла-Мер на бывшем острове в 1448 году, примерно в то время, когда цыгане мигрировали в Западную Европу с Балкан и из Испании.
Цыгане стали совершать паломничества в Сент-Мари-де-ла-Мер не позднее, чем с XVI века. Дни их паломничества – это дни свадеб и крещений, музыки, танцев и страстных религиозных обрядов. После мессы 24 мая раки святых спускают с верхней часовни к алтарю, где верующие протягивают руки, чтобы коснуться их.
Затем цыгане несут статую Чёрной Сары к морю. На другой день в деревянной лодке тот же путь совершают статуи обеих Марий, которых сопровождают gardiens в полной ковбойской одежде Камарга, жители Арля в национальных костюмах и зрители. С рыбацкой лодки епископ благословляет море, Камарг, паломников и цыган, после чего вся процессия под звон колоколов, звуки гитар и тамбурин и песни возвращается в церковь. Во второй половине дня раки вновь поднимают в их часовню.
Архитектура церкви:
Сама церковь отличается изящной чистотой линий и поразительной акустикой. Во времена сарацинских набегов она служила убежищем для жителей окрестных деревень и даже имела собственный колодец с питьевой водой. Колокольня церкви, с которой открывается лучший вид на Камарг, с марта по октябрь открыта для посещения.
Архитектура главного нефа собора более походит на донжон средневекового замка, что по сути и было задумано древними зодчими, ибо в те не спокойные времена храм зачастую был последним рубежом обороны против пиратов или сарацин. Архитектура же соборов Севера Франции 11-12 веков это готика и зарождающаяся пламенеющая готика, полностью утратившая элементы средневекового замка, что говорит о мощи королевской власти на Севере Франции, где для защиты от нападения хватало крепостных стен и вассальных дружин, если неприятель был силён.
Арена Сент-Мари-де-ла-Мер
Arènes des Saintes-Maries-de-la-Mer
Арена для боя быков в Сент-Мари была торжественно открыта в 1931 году. Она может вмешать до 4300 человек.
Часть арены обрушилась в тот же год, как ее открыли, так что процедура инаугурации повторилась в 1932 году. В 1985 году арену переделал архитектор Андре Марчетти. ГНесмотря на относительную молодость арены, планы по ее открытию были как минимум за 100 лет до постройки. Каждая деревня в региона традиционно располагала ареной для боя быков где-нибудь в центре. Арена в Сент-Мари внесена в список исторических памятников.
Традиции корриды укрепились в регионе уже с 16 века. В некоторых случаях прослеживаются упоминания о боях быков уже с 12 века. Они бывают трех видов:
- Course camarguaise – безкровный (для быков) вид соревнования, где задача в том, чтобы выхватить кокарду с головы молодого быка. Участники – raseteurs – начинают тренироваться с раннего подросткового возраста, соревнуясь с быками из Камарга.
- Традиционная испанская коррида (la course espagnole) – со смертельным для быков исходом: в него втыкают мулеты и окончательно убивают шпагой.
- Corrida de rejón – конная коррида.
Музей Барончелли
Musée Baroncelli
В нескольких шагах к югу от церкви, на улице Виктора Гюго, находится музей Барончелли (Musée Baroncelli).
Часы его работы меняются, справиться о них нужно в туристическом бюро; вход 1,50 €.
Маркиз Фолько Барончелли (1869 – 1943) – символическая для Камарга фигура. Будучи директором газеты с провинциальной поэзией “l’ Aïoli” в Авиньоне, маркиз был ярым защитником обычаев, экологии, традиций и культурного наследия Камарга. Он жил как ковбой и боролся за терпимость. Благодаря его усилиям церковные власти признали паломничество цыган со статуей Святой Сары.
Экспонаты музея отражают это событие и другие традиции Камарга, а также представляют его фауну и флору. Все части коллециии были собраны в 1942 году группой местных кураторов.
Музей расположен в здании бывшей мэрии, также служившей судом, построенной в 1876 году Вераном, архитектором из Арля. Эта постройка заменила собой предыдущее здание мырии, датировавшееся 1655 годом. От первой постройки сохранились только мраморные медальоны с гербами Франции и Наварры, частично спроектированные художником Пьером Сибреном из Лиона в 17 веке, частично местными мастерами.