История Катаньи
Источник: wikipedia.org
Катания была основана в 729 году до н. э. греческими колонистами, прибывшими сюда из эвбейского города Халкида. Уроженцем города был его полулегендарный законодатель Харонд, чьи законы отличались чрезвычайной суровостью[1], но были приняты в других халкидских колониях Италии и Силиции под названием «халкидские установления».
В 476 году до н. э. город был завоёван Гиероном I, жестоким сиракузским тираном, который изгнал жителей и переименовал его в Этну. После смерти тирана люди переселились обратно и вернули Катании её первоначальное название. Однако период независимости был коротким: в 403 году до н. э. другой правитель Сиракуз подчинил себе город, а его жителей продал в рабство. Археологическим памятником этой эпохи является статуя Коры (Персефоны) с факелом.
Почти 150 лет Катания находилась в зависимости от Сиракуз. В 263 году до н. э. в ходе первой Пунической войны город был захвачен римлянами и вплоть до V века входил в состав Римской империи. Эти несколько столетий стали периодом расцвета экономики и культуры. Здесь был построен форум (развалины которого сохранились вблизи двора Сан-Панталеоне), цирк для соревнований на колесницах, театр и одеон, в северной части — амфитеатр. К этому же периоду относится создание системы водоснабжения, что говорит о высоком уровне жизни горожан.
После падения Рима городом правила Византийская империя. В 827 году на Сицилии высадились арабы, а позднее, в 1071 году, их вытеснили норманны под предводительством Рожера I.
В 1169 году Катания была разрушена сильным землетрясением. Тридцать лет спустя власти города поддержали Отвилей в борьбе против Генриха VI, сына Фридриха Барбароссы. В ответ войска императора захватили и сожгли часть города, в том числе кафедральный собор. Во время правления Фридриха II Катания наконец освободилась от феодальной зависимости (1240).
В 1347 году в результате эпидемии чумы город практически обезлюдел.
Подтверждением культурного статуса Катании можно считать открытие здесь первого на Сицилии университета (1434).
Вторая половина XVII века — трагический период в истории города: в 1669 году произошло сильное извержение вулкана Этна, большинство домов оказались погребены под слоем лавы и пепла. В 1693 году, когда Катания ещё не оправилась от первого удара, землетрясение уничтожило всё, что сохранилось или было построено. Однако жители не покинули город и снова восстановили его. В качестве основных материалов использовались чёрная лава и светлый известняк.
В XIX веке Катания восставала против Бурбонов в 1837 и 1848 годах, а позже вошла в состав Объединенной Италии. С этого периода город быстро развивался, немного замедлив рост только во время Второй мировой войны. Последние несколько десятилетий в Катании создаётся высокотехнологичное производство, поэтому её иногда называют европейской Кремниевой долиной.
Достопримечательности Катании
Источник: www/italia-ru.com/
Соборная площадь (Piazza del Duomo)
Соборная площадь Катании является центром городской жизни, местом, где веет вековой историей сицилийского мегаполиса. Великолепный барочный архитектурный ансамбль площади является работой известного сицилийского архитектора Джованни Баттиста Ваккарини. На площади Пьяцца-дель-Дуомо можно полюбоваться городскими воротами Порта Удзеда (1696), Кафедральным собором Катании (1739), церковью Бадиа ди Сант'Агата (1767), знаменитым фонтаном Слон (1736) и городской ратушей (1741): все эти великолепные здания являются творениями гения Ваккарини. Площадь особенно прекрасна в ночное время, когда все здания освещаются красивой подсветкой.
Центральным пунктом Пьяцца-дель-Дуомо и одновременно одной из эмблем Катании является фонтан Слон. Местные жители называют этого черного слона из вулканической лавы, который несет на своей спине египетский обелиск, "Liotru", дата его рождения восходит к римским временам. Первоначально слон и обеслиск находились в разных частях города, после землетрясения 1693 года, Ваккарини приказал поднять их из-под обломков катастрофы, и установил элементы вместе на центральной городской площади, как символ Катании.
Кафедральный собор (Cattedrale di Sant'Agata)
Внушительный собор посвящён Святой Агате - покровительнице города. В нём покоятся её останки. Фасад здания отделан мрамором и украшен множеством статуй, призванных уберечь Катанию от последствий опасного соседства вулкана. А опасаться есть чего: первое здание собора разрушило землетрясение в 1169 году; второе просуществовало около пяти столетий и также рухнуло во время стихийного бедствия, унеся жизни 7 тысяч прихожан. Нынешний собор в стиле барокко возведён в 1711 году.
Главный вход собора украшен 32-мя резными деревянными панелями, иллюстрирующими жизнь и мученическую смерть святой Агаты, также изображающими несколько христианских символов и папских гербов.
В Кафедральном соборе расположены могила Винченцо Беллини, гробницы сицилийских королей Фридриха III, Джованни ди Рандаццо, Людовика Сицилийского и королевы Констанции Арагонской, а также мощи кардинала Дусмета.
Фонтан слона (Fontana dell'Elefante)
Этот монумент на Соборной площади - символ города и один из его самых незабываемых памятников. Фигура слона из чёрного лавового камня несёт на спине высокий египетский обелиск, увенчанный христианским крестом, лилией и пальмовой ветвью - символами святой покровительницы города. Монумент, установленный в XVIII веке, связан с именем Лиотру (Liotru), что является производным от имени мага-некроманта Гилиодоруса, который, согласно легендам, жил здесь в VIII веке и владел подобным изваянием, при помощи которого превращал людей в животных. Некоторые из народных сказаний утверждают, что Гелиодорус сам высек изваяние слона и совершал на нём путешествия из Катании в Константинополь, другие повествуют об умении волшебника самому трансформироваться в исполинское животное. С тех пор в Катании статуи слонов из лавы с поднятым хоботом называют Лиотру и предписывают им магические свойства, а также способность усмирять неспокойную Этну.
Фонтан находится рядом со зданием мэрии (XVIII век), которую, недолго думая, нарекли Слоновьим дворцом (Palazzo degli Elefanti). Ратуша печально известна тем, что во время пожара, вызванного народными волнениями 1944 года, в ней погиб городской исторический архив.
С образом слона Катания связана издавна, ещё во времена арабского владычества её название переводилось как "город слона". Говорят, что тогда здесь даже охотились верхом на этих животных. Можно предположить, что именно арабы привезли на остров животных, которые произвели на местных жителей столь сильное впечатление. Однако существуют и археологические свидетельства того, что в доисторической фауне Сицилии присутствовали и карликовые слоны. В городском Музее минералогии, палеонтологии и вулканологии хранится один из наиболее хорошо сохранившихся скелетов ископаемого хоботного. Вероятно, и первым поселенцам встречались такие изваяния, которые природа с помощью лавы создала из тел животных.
Церковь Святого Николая (Chiesa di San Nicolò l'Arena)
Это странное на вид здание, расположенное к западу от площади Данте, является самой большой церковью на всей Сицилии. Хотя оно было введено в эксплуатацию в 1687 году, но к тому моменту ещё не было достроено. Прошло всего шесть лет, и сильное землетрясение практически похоронило надежды на успешное окончание строительства - слишком уж большой оказалась площадь требуемых работ. Так и осталась церковь неотделанным фасадом и колоннадой, которая ничего не поддерживает, однако внутреннее убранство ничем не уступает другим религиозным сооружениям в стиле барокко.
Сразу за церковью расположен одноимённый монастырь. Он известен тем, что входит в комплекс университетских корпусов. Это второй по величине монастырь Европы, обладающий самой ценной библиотекой на острове, в которую входит более 200 экземпляров книг, свитков, рукописей, гравюр и периодических изданий. В отличие от церкви, монастырский интерьер отличается подчёркнутой скромностью, среди которой выделяются лишь алтари и великолепный орган.
Церковь Сан-Джулиано (Chiesa di San Giuliano)
Небольшая церковь XVIII века с необычным изгибом фасада сама по себе представляет интерес для туристов. Но ещё любопытнее будет посмотреть на результаты раскопок, развернувшихся прямо перед зданием и изменивших схему движения транспорта. Дело в том, что здесь проходила древняя римская дорога, часть которой оказалась в неплохом состоянии, и сохранились даже следы мозаичной кладки.
Церковь Сан-Плачидо (Chiesa San Placido)
На небольшой площади позади Кафедрального собора Катании расположена церковь Сан-Плачидо. Она была построена после землетрясения в 1693 году на развалинах старинной церкви. Церковь впечатляет, прежде всего, своим вогнутым барочным фасадом, развивающимся на три этажа. Проект церкви был разработан архитектором Стефано Иттар, одним из авторов Ворот Гарибальди.
Церковь Заключения святой Агаты (Chiesa di Sant'Agata al Carcere)
В нескольких минутах ходьбы от амфитеатра, на площади Пьяцца Карчере, находится церковь Сант-Агата в тюрьме. Храм был построен в честь Святой Агаты, покровительницы города Катания. Внутри церкви вы все еще можете посетить тюрьму, где Агату содержали до ее мученической смерти. Красивый портал церкви датируется тринадцатым веком и до землетрясения 1693 года был первоначально установлен на Кафедральном соборе Катании.
Часовня Бонаюто (Cappella Bonajuto)
Эта часовня - одно из немногих уцелевших зданий византийской постройки (VI-IX века). Её план представляет классическую форму греческого креста. В силу преклонного возраста и нескольких пережитых землетрясений фундамент часовни находится на два метра ниже первоначального уровня.
В XV веке здание перешло во владение семьи Бонаюто, где она и проживала до завершения строительства своей постоянной резиденции. С тех пор часовня дважды подвергалась восстановлению, а сегодня служит площадкой для проведения выставок и конференций.
Коллегиальная базилика (Basilica della Collegiata)
Это небольшой, но яркий образец сицилийского барокко. Колонны первого уровня базилики поддерживают ажурную балюстраду, второй уровень включает большое центральное окно и статуи четырёх святых: Петра, Павла, Агаты и Аполлонии. Венчает фасад небольшая колокольня. Внутренняя часть и своды здания в 1896 году были украшены фресками с изображениями сцен из жизни Девы Марии, ангелов и святых.
Церковь Сан-Бенедетто (Chiesa di San Benedetto)
На улице Via Crociferi вы найдете одно из самых важных зданий в стиле барокко в Катании: церковь Святого Бенедикта. Храм был построен между 1704 и 1713 г.г. в стиле сицилийского барокко и служил церковью ордена бенедиктинцев. Элегантная лестница ведет к единственному нефу церкви, чьи хоры оснащены высокой балюстрадой, служившей для защиты монахинь от любопытных глаз во время празднования Мессы. Роспись на потолке, "Слава святого Бенедикта", была создана Джованни Туккари в 1750 г.
По народному преданию церковь бенедиктинцев подключена через секретный подземный переход к бенедиктинскому монастырю Святого Николая. Говорят даже, что монахи использовали ход ночью для незаконных свиданий с монахинями.
Монастырь бенедиктинцев
Церковь Сан-Бенедетто является частью бенедиктинского монастыря, расположенного на улице Виа Крочифери, обьекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Катании. Монастырь был построен в 1355 году и был восстановлен после трагического землетрясения в Валь-ди-Ното в начале 18 века.
Бенедиктинский монастырь является одним из символов Катании: узнаваемый по арке, которая выходит на улицу, согласно легенде, он был построен в течение всего одной ночи. Монастырское аббатство в настоящее время является резиденцией MACS - Музея современного искусства Сицилии.
Монументальный Монастырский комплекс сегодня - после столетий абсолютной уединенности - является уникальным историческим местом, которое предлагает посетителям и туристам незабываемый тур. Отправившись в тур по монастырю и церкви вы сможете полюбоваться:
- останками римского домуса, который был найден в подвале монастыря;
- некоторыми внутренними помещениями монастыря Святого Бенедикта, в частности старой гостиной, где снимали сцены фильма Франко Дзеффирелли по роману Джованни Верга "История малиновки";
- церковью Святого Бенедикта и ее внушительной "лестницей ангелов";
- осмотреть коллекции Музея современного искусства Сицилии.
Цена билета
€ 5, - (аудио-гид на итальянском, английском, французском, немецком, испанском)
Часы работы:
Пн-Вс 10:00-19:00
Арка Святого Бенедикта (Arco di San Benedetto)
Согласно легенде, бенедиктинцы построили эту арку всего за одну ночь в знак неподчинения стихии, в который раз разрушившей город. Арка примыкает к одноимённой церкви, в которой можно найти прекрасные образцы фресок и скульптур, посвящённых жизни святого Бенедикта.
Римские театры
Катания - древний город, поэтому обладает целым рядом римских строений разной степени сохранности. Прогуливаясь вдоль улицы Витторио-Эмануэле II, можно увидеть развалины римского театра, который вмещал до 7 тысяч зрителей, а чуть дальше - более скромную сцену Одеона (театра для репетиций), рассчитанного "всего" на 1300 человек.
Римский театр и Одеон (Teatro romano & Odeon)
Направившись к западу от площади Пьяцца-дель-Дуомо, вы доберетесь до центра древнеримского города Катане. Древний Акрополь был расположен именно здесь, на холме. На южном склоне Акрополя находился греческий театр, на котором римляне построили позже римские бани и Одеон. Это древнее строение сегодня почти полностью закрывают современные здания, поэтому, не зная о его существовании, театр слошно заметить извне. Вход в театр находится на улице Эмануэле, 266.
Фото Thinkstock
Зрительный зал римского театра имеет диаметр более 100 метров и был, вероятно, рассчитан на около 7000 зрителей. Ряды сидений и оркестровая яма выполнены из черного вулканического камня. С запада к римскому театру подключается небольшой Одеон, который также построен из вулканического камня и расположен немного выше, чем Большой театр.
Часы посещений:
Пн-Пт: 9.00-13:30| 15.00-19.00
Крепость Урсино (Castello Ursino)
Мрачная средневековая крепость, окружённая рвом, была построена в XIII столетии на скалистой вершине прямо над морем. Однако после сильного извержения 1669 года и разрушительного землетрясения 1693 года ландшафт изменился до неузнаваемости, море отошло далеко от замка, который постепенно окружили жилые кварталы. Надо отдать должное средневековым строителям - лава не причинила вреда массивному сооружению, но примерно треть его оказалась погружённой в вулканическую породу.
Сегодня в крепости располагается городской музей с богатой археологической и нумизматической коллекциями, экспозициями картин, скульптур, керамики и т.д.
Стены Карла V (Mura di Carlo V)
В период своего создания стены Карла V представляли собой сложную систему, включающую 11 бастионов и 7 ворот. Возведённые в XVI веке, они сполна ощутили силу стихии в 1669 и 1693 годах, но окончательно утратили величие по воле человека в ходе реконструкции городских кварталов в XVIII веке. Сегодня можно увидеть лишь небольшой полностью сохранившийся участок стены и кое-где - следы былых укреплений.
Ворота Гарибальди (Porta Garibaldi)
Монументальные ворота Порта Гарибальди, которая величественно завершают улицу Виа Гарибальди, первоначально назывались Порта Фердинандеа. Ворота были построены в 1768 году в честь короля Фердинанда IV и его жены, Марии Каролины, дочери австрийской императрицы Марии Терезии. Два архитектора Франческо Батталья и Стефано Иттар создали великолепные ворота из чередующихся слоев белого известняка и черной вулканической лавы. Ворота Гарибальди венчают гигантские часы и герб с орлом.
На монументальных воротах высечена латинская надпись, девиз Катании: "Melior de cinere surgo" - "Я восстаю из пепла еще прекраснее."
Фонтан Аменано (Fontana dell'Amenano)
Фонтан, выполненный в 1837 году из светлого каррарского мрамора, расположен у входа на рынок Тито Анджелини (Соборная площадь) и напоминает о реке Аменано, на берегу которой греки основали Катанию. Сегодня вода из фонтана изливается именно в эту реку, которая ныне погребена и течёт под землёй.
Дворец Брука (Palazzo Bruca)
Дворец Брука находится примерно в 200 метрах от Соборной площади. Это здание XVIII века примечательно просторным внутренним двором, в котором расположен неоклассический фонтан с изображением Нептуна, и отсюда же открывается доступ к Музею игрушек.
Дворец Бискари (Palazzo Biscari)
Семейный дворец князей Бискари был построен в конце XVII века прямо напротив сохранившегося участка городской стены. В течение почти ста лет здание дорабатывалось, пока не приняло характерную приземистую вытянутую форму с просторным внутренним двором, доступным по большой двойной лестнице. Дворец увенчан небольшим куполом. Большая часть исторических вещей перевезена отсюда в центральный Городской музей, но и здесь осталось достаточно материала, составляющего Музей Бискари, демонстрирующий оригинальное оформление комнат, каждая из которых выдержана в собственном стиле.
Рыбный рынок (“A Piscaria”)
Рыбный рынок - особое место, которое нельзя пропустить во время визита в Катанию. Шум, запахи и крики торговцев, которые рекламируют свою продукцию, позволит вам погрузиться в этом живописный, особый мир сицилийского города. Вы можете добраться до рыбного рынка Катании, который является одним из самых ярких во всех Сицилии, пройдя фонтан Аменано, направляясь к юго-западу от площади Пьяцца-дель-Дуомо. Каждое утро по будням, а также по субботам здесь предлагают свежую рыбу всевозможных видов: от огромной рыбы-меч до омаров с огромными клешнями, от деликатесных морских ежей до безумно вкусных в любом виде свежайших мидий и креветок. Прибавьте к зрелищности прилавков колоритный говор и жестикуляцию сицилийских торговцев - и зрелищность обеспечена! Главное - не забудьте фотоаппарат!
Театр Массимо Беллини (Teatro Massimo Bellini)
Театр, построенный в 1890 году, назван именем композитора Винченцо Беллини - основателя музыкальной сцены Катании. В здании расположен и музей, в котором собрана коллекция памятных предметов, имеющих отношение к маэстро. Экскурсии по музею и театру проводятся по средам, пятницам и субботам, стоимость посещения составляет 5 евро.
Зрительный зал театра, рассчитанный на 1200 человек, включает четыре яруса лож и оформлен в роскошном аристократическом стиле. Потолок расписан художником Эрнесто Белланди и изображает сцены из нескольких опер Беллини: "Норма", "Сомнамбула", "Пуритане" и "Пират". Занавес декорирован Джузеппе Шути и демонстрирует победу Катании над ливийцами. В центральной арке фойе возвышается бронзовая скульптура Беллини работы скульптора Салво Джордано. Театр примечателен не только с декоративной точки зрения, но и с технической: тенор Беньямино Джильи назвал акустические свойство его зала лучшими в мире.
Вход 5 евро, льготный билет - 3 евро
Время работы: Вт-Сб 10:00-12:30